- Школа математических и навигацких наук
-
ШКО́ЛА МАТЕМАТИ́ЧЕСКИХ И НАВИГА́ЦКИХ НАУ́К — уч. заведение, осн. Петром I в 1701 в Москве для подготовки специалистов воен., мор., судостроит. дела, геодезистов и др., необходимых в армии и флоте. Располагалась в Сухаревой, или Сретенской, башне (не сохранилась). В здании находились небольшая обсерватория и токарная мастерская, в к-рой любил работать Петр I. Для обучения принимались подростки и юноши от 12 до 17 лет, иногда и 20 лет, всех сословий, за искл. крепостных крестьян. Обучение состояло из трех ступеней ("школ"). Первая — "российская школа", где обучали чтению, письму и основам грамматики, в ср. ступени ("арифметич. школа") обучали арифметике, геометрии и тригонометрии; в старших спец. классах обучали географии, астрономии, геодезии, ученики участвовали в театр. спектаклях. Большинство учащихся, гл. обр. недворянского происхождения, ограничивалось первыми двумя ступенями, после чего их направляли на подсобные работы во флот, писарями и др. Учащиеся выс. классов проходили обязат. практику на мор. кораблях, судостроит. верфях, стр-ве дорог. Преподавание вели приглашенные из Англии С. Гвин, Р. Грейс и проф. Абердинского ун-та А. Фарварсон — математик, астроном, геодезист, автор неск. учебников; Л. Магницкий, автор учебника "Арифметика, сиречь наука числительная" (1703), к-рый более полувека был одним из наиб. используемых учебников светской школы. В 1703 школа насчитывала ок. 300 учеников. В 1715 спец. классы были переведены в Пб. и на их основе создана Морская академия (ныне Высшее воен.-мор. ордена Ленина Краснознам. уч-ще им. М. В. Фрунзе). Первые ступени остались в Москве в качестве приготовительных к Морской академии. Просуществовали до сер. 18 в. В качестве отделений Ш. М. И. Н. Н. в нек-рых городах были открыты адмиралтейские школы. Ш. М. И. Н. Н. закончили адмиралы Н. Головин, В. Чичагов, геодезисты И. Кирилов, М. Гвоздев, И. Евреинов, Ф. Лужин.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.